Турист Надежда _ (nadushapetr)
Надежда _
была 30 ноября 2023 11:25
Фотоальбом

Восточные сказки. Кордоба

iPhone 8 Plus
13 18

Кордова или Кордоба (Cordoba), мне ближе Кордоба — андалузский город и древняя мавританская столица, где музеи располагаются прямо во дворцах, а могучий мост возводился еще при Цезаре. Эффект усиливается, барами, откуда слышится фламенко и стук каблучков, андалузскими патио и вкусной кухней, крепостными стенами и воротами.

Посещение Кордовы подобно посещения трех стран одновременно, поскольку здесь оставили глубокий след три монотеистические культуры: мусульманская, христианская и иудейская. Кордовская мечеть (Мескита) — это самая красивая мечеть в Испании и третья по величине в мире, посмотреть на которую ежегодно приезжает более 1,5 млн туристов. Христианские монархи в ответ маврам построили свой Алькасар, считающийся вторым после севильского. Здесь сохранился колоритный Еврейский квартал и древняя Синагога.

Времени у меня было немного, я прогулялась по центру Кордобы и посетила кордовскую мечеть, которая производит невероятное впечатление. Смешение стилей, религий и культур поглощает тебя в эту восточную всё-таки сказку. И если Толедо — город клинков, этот — изделий из кожи.

* * *

Исполинские колонны
Счётом тысяча и триста —
Подпирают тяжкий купол
Кордуанского собора.
Купол, стены и колонны
Сверху донизу покрыты
Изреченьями корана
В завитках и арабесках.
Храм воздвигли в честь Аллаха

Мавританские халифы — эти поэтические строки немецкого поэта Генриха Гейне посвящены одному из чудес мусульманской архитектуры на территории современной Европы — Меските (исп. mezquita — «мечеть») — или Кордовской соборной мечети, которая в средние века считалась второй по величине мечетью в мире, а в настоящее время является Кафедральным собором Кордовы.
Этот удивительный памятник архитектуры внесен в список 12-ти чудес Испании и считается самым посещаемым ее памятником. Кроме этого, Мескита внесена в список Всемирного наследия Человечества и находится под охраной ЮНЕСКО. (с интерн)

Древний испанский город основанный финикийцами, которые раньше называли его – Kartuba. Римляне захватили поселение в 206 г. до н.э. Для них Кордова стала важным речным портом. По течению Гвадалквивира в Древний Рим отправляли испанские товары. В 711 году Кордову захватили мавры. К X веку население города достигло численности 400000 жителей. Здесь было построено 60 тысяч домов знатных людей, множество гостиниц и бань, торговых лавок, ремесленных мастерских. Кордобские мастера изготавливали изысканные изделия из кости, керамики, золота. Город стал крупнейшим и самым развитым в мире. Его называли «обителью науки» – почти все население (даже женщины!) было грамотным. Было открыто 800 школ и 70 библиотек. В самой крупной – библиотеке Хакема II – хранилось 600 тысяч томов. В 1236 г. Кордову захватили войска Фердинанда III. Мусульман массово изгоняли из Кордовы. Уходили ученые люди, ремесленники и торговцы. В экономике города начался упадок. В эти годы в Кордове возводились христианские церкви, соборы. Кордовскую мечеть перестроили под католическую церковь – при этом было утрачено 157 мраморных римских колонн. Численность населения резко снижалась. Стихийные бедствия, голод и эпидемии привели город к упадку – к XVIII веку в нем осталось только 20 тыс. человек. Подъем экономики и рост населения начались только в первые годы XX века.
Исторический ансамбль Кордобы, сохранивший аутентичную планировку, входит в список ЮНЕСКО. Здесь прослеживается наследие финикийской и древнеримской, берберской и мавританской, христианской и еврейской культуры
Башню Калаорра , в которой нынче располагается Музей трёх культур, возвели в Кордове Альмохады в период владычества мусульман в конце XII в. Это самое старое фортификационное сооружение в городе. Торре-де-ла-Калаорра размещается за Римским мостом на левом берегу Гвадалквивира. Название Calahora на арабском значит Свободная крепость.Предназначением Калаорры была защита южных подступов к Кордове, так как по Римскому мосту было наиболее удобно попадать в город в связи с большой полноводностью реки Гвадалквивир в те времена.Невероятно, но сооружение пережило все распри и войны, и сегодня жители и гости города могут любоваться величием средневековой архитектуры.
Башню Калаорра , в которой нынче располагается Музей трёх культур, возвели в Кордове Альмохады в период владычества мусульман в конце XII в. Это самое старое фортификационное сооружение в городе. Торре-де-ла-Калаорра размещается за Римским мостом на левом берегу Гвадалквивира. Название Calahora на арабском значит Свободная крепость.Предназначением Калаорры была защита южных подступов к Кордове, так как по Римскому мосту было наиболее удобно попадать в город в связи с большой полноводностью реки Гвадалквивир в те времена.Невероятно, но сооружение пережило все распри и войны, и сегодня жители и гости города могут любоваться величием средневековой архитектуры.
Римский мост в Кордове привлекает своей стариной и тем, что рядом, на правом берегу Гвадалквивир, расположена водяная мельница Альболафия или Кулаиба. Начало строительства восходит к римским временам. Её функцией тогда было производить муку.В IX веке эмир Абд-аль-Рахман II перестроил мельницу, и она стала доставлять воду из реки во дворец эмира, сегодня — это Епископский дворец.

В XII веке неким Альболафием по приказу эмира Юсуф ибн Ташфина мельница была восстановлена. Но в XIV веке Изабелла Кастильская повелела колесо разобрать, так как оно создавало очень много шума и мешало королевским особам, жившим в Алькасаре Христианских Королей. А спустя 200 лет архитектор Хуан де Очоа по просьбе монашек, которым отошла эта земля, восстановил Альболафию. Однако свой прежний облик, белое двухэтажное здание с большим водяным колесом, сооружение приобрело лишь в наши дни
Римский мост в Кордове привлекает своей стариной и тем, что рядом, на правом берегу Гвадалквивир, расположена водяная мельница Альболафия или Кулаиба. Начало строительства восходит к римским временам. Её функцией тогда было производить муку.В IX веке эмир Абд-аль-Рахман II перестроил мельницу, и она стала доставлять воду из реки во дворец эмира, сегодня — это Епископский дворец. В XII веке неким Альболафием по приказу эмира Юсуф ибн Ташфина мельница была восстановлена. Но в XIV веке Изабелла Кастильская повелела колесо разобрать, так как оно создавало очень много шума и мешало королевским особам, жившим в Алькасаре Христианских Королей. А спустя 200 лет архитектор Хуан де Очоа по просьбе монашек, которым отошла эта земля, восстановил Альболафию. Однако свой прежний облик, белое двухэтажное здание с большим водяным колесом, сооружение приобрело лишь в наши дни
Сказка об Аладдине
Пуэрта дель Пуэнте
Ворота расположены перед входом на Римский мост. В Средние века они были частью крепостной стены и выполняли оборонительную функцию. С другой стороны, возведение Пуэрта дель Пуэнте должно было способствовать расширению въезда в город и увеличению потока торговцев, что благоприятно влияло на экономику города. Ворота построены в стиле ренессанс по проекту Ф. де Монтальбану.
Пуэрта дель Пуэнте Ворота расположены перед входом на Римский мост. В Средние века они были частью крепостной стены и выполняли оборонительную функцию. С другой стороны, возведение Пуэрта дель Пуэнте должно было способствовать расширению въезда в город и увеличению потока торговцев, что благоприятно влияло на экономику города. Ворота построены в стиле ренессанс по проекту Ф. де Монтальбану.
Мескита — Кафедральный собор Кордовы
Архитектурно Мескита состоит из трех частей: Минарет, Двор омовений и Зал молитвы.
Мечеть-собор стоит на остатках древнего храма вестготов. Данный факт подтвердили археологические раскопки, результаты которых демонстрирует Музей Сан Висенте. Вторым подтверждением служат остатки мозаики, сохранившиеся от древнего христианского храма — базилики Сан Висенте. Она была разрушена мусульманами, чтобы возвести на этом месте мечеть, главную святыню ислама со времен, когда Кордова выполняла роль столицы Аль-Андалуса, известной как «мусульманская Испания» или «Кордовский халифат». Это впечатляющее сооружение, ныне известное как Мескита, стало местом для религиозных и общественных, политических и культурных манифестаций
Строительство храма производилось при правлении нескольких эмиров, а к окончанию строительных работ Мескиту украшали 1293 колонны, 1445 светильников и 280 люстр. Этапы строительства храма делят на четыре периода
Главным памятником средневековой архитектуры в Кордове является Мескита (Mezquita) или Соборная мечеть – самая грандиозная мавританская мечеть в Испании. Возведена она в центре города, рядом с набережной реки Гвадалквивир. Окружают Мескиту старые мавританские и еврейские кварталы.Сейчас это Кафедрального собора в Кордове (catedral de Córdoba). Его уникальность проявляется в том, что он одновременно считается святыней различных культур, известной мечетью Мескита и главной церковью епархий
Сохранившийся пол
Наиболее характерной  архитектурной особенностью Зала молитв является использование колонн, пилястров и двойных арок.
Мощные верхние арки поддерживают здание, а нижние выполняют функции распора, что придает мечети особую прочность. Специалисты видят в этом архитектурном приеме римское влияние - в частности, использование системы внутренних акведуков.
При этом арки Мескиты расположены нестандартно - перпендикулярно кибле.
Наиболее характерной архитектурной особенностью Зала молитв является использование колонн, пилястров и двойных арок. Мощные верхние арки поддерживают здание, а нижние выполняют функции распора, что придает мечети особую прочность. Специалисты видят в этом архитектурном приеме римское влияние - в частности, использование системы внутренних акведуков. При этом арки Мескиты расположены нестандартно - перпендикулярно кибле.
Правление Абд ар-Рахмана I. Этот правитель пожелал возвести храм (786 — 788 гг.), подобный мечети в Дамаске. В архитектуре здания прослеживается и Испано-Романское влияние. Оно проявилось не только в использовании остатков храма Сан Висенте в качестве стройматериала, но и в планировке: нефы установили не параллельно кибле, а в её направлении. Более того, кирпичные и каменные узоры красного-белого сочетания на арках и их соединениях тоже присущи Испано-Романскому стилю. Например, таким образом декорировался Епископский дворец, развалины которого стоят в Серсадилье.
Правление Абд ар-Рахмана III. Он правил, когда Кордовский эмират был в силе. Тогда произвели следующие изменения в храме, претворявшие в жизнь задумку прошлого правителя: увеличили внутренний двор, удлинили нефы молитвенного зала. Во дворе Абд-ар-Рахман распорядился возвести минарет, нынче это составляющая башни собора.
Правление Ал Хакама II. асцвет государства Аль-Андалус позволил выделить на расширение Мескиты значительные средства. По богатству и размаху она стала конкурентом дамасской мечети. Проводимые в ходе расширения здания работы (961 — 966 гг.)  были просто уникальны. Для мечети закупили только новые материалы,  остатки старых строений было решено вообще не использовать. Уникальным было и то, что некоторые  работы велись византийскими мастерами. Поэтому архитектура мечети соединила традиции христианского и мусульманского зодчества. Отдельные  мозаики Мескиты очень схожи с византийскими работами. Влияние христианской культуры чувствуется в уникальном расположении солнечного света и в крестообразном дизайне самого ансамбля, создаваемого михрабом (местом, с которого ведёт молитву главный имам).
Правление Ал Хакама II. асцвет государства Аль-Андалус позволил выделить на расширение Мескиты значительные средства. По богатству и размаху она стала конкурентом дамасской мечети. Проводимые в ходе расширения здания работы (961 — 966 гг.) были просто уникальны. Для мечети закупили только новые материалы, остатки старых строений было решено вообще не использовать. Уникальным было и то, что некоторые работы велись византийскими мастерами. Поэтому архитектура мечети соединила традиции христианского и мусульманского зодчества. Отдельные мозаики Мескиты очень схожи с византийскими работами. Влияние христианской культуры чувствуется в уникальном расположении солнечного света и в крестообразном дизайне самого ансамбля, создаваемого михрабом (местом, с которого ведёт молитву главный имам).
Правление Аль-Мансура. Кордовский халифат достиг вершины своего могущества,  и в 987 г.   к мечети пристроили с восточной стороны еще 8 приделов, среди которых — внутренний дворик. Работы велись с размахом и на большой площади, но проявление могущества было лишь внешним. При строительстве использовались только дешевые материалы, а планировка копировала уже существующие сооружения. В местах, где соединялись арки, выкладывали узоры не из цветного кирпича и камня, а просто разрисовывали.
Правление Аль-Мансура. Кордовский халифат достиг вершины своего могущества, и в 987 г. к мечети пристроили с восточной стороны еще 8 приделов, среди которых — внутренний дворик. Работы велись с размахом и на большой площади, но проявление могущества было лишь внешним. При строительстве использовались только дешевые материалы, а планировка копировала уже существующие сооружения. В местах, где соединялись арки, выкладывали узоры не из цветного кирпича и камня, а просто разрисовывали.
Перестройка мечети в собор (1523 — 1560 г.)Когда Кордова была отвоёвана христианами, то храм, как христианскую старинную святыню, решили очистить от мусульманского наследия с помощью преобразований. Работы начались в 1523 г. по проекту Эрнана Руиса и его сыновей, и результатом стал план постройки, по форме воссоздающий латинский крест, строительство хоров и капелл. Главный вход во внутреннюю территорию через Ворота Прощения (Puerta del Perdon) (1377 г). Это торжество стиля мудехар. Дальше — Апельсиновый садик (Patio de los Naranjos) с пятью фонтанами для омовения. Внутренний двор обнесен стеной с крытыми галереями. Бывший в мусульманские времена минарет переделан в башню, на которой возвышается Архангел Рафаил, покровитель Кордовы.
Важнейшее значение для архиетектуры Мескиты этого периода имело внесение таких элементов, как световые окошки, давшие зданию дополнительное освещение.Большая арка в центре киблы расширенной мечети ведет в михраб, пустую нишу священного значения, которая символизирует присуствие в Мечети Пророка. Михраб - маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным куфийским пиьмом.
Важнейшее значение для архиетектуры Мескиты этого периода имело внесение таких элементов, как световые окошки, давшие зданию дополнительное освещение.Большая арка в центре киблы расширенной мечети ведет в михраб, пустую нишу священного значения, которая символизирует присуствие в Мечети Пророка. Михраб - маленькое восьмиугольное помещение с встроенным цоколем из белого мрамора с прожилками, в своей верхней части украшенное рельефным куфийским пиьмом.
Уникальность этого прекрасного архитектурного памятника старины в том, что в Меските — Соборе сочетается множество архитектурных стилей. Здесь можно увидеть фрагмент древнего вестготского храма, мусульманскую мечеть Кордовского Халифата, Кафедральный собор христиан
Собор в самом центре мечети был построен в 16 веке. Это уникальное явление: христианская церковь прямо посреди мусульманского храма! В Испании термин «ретабло» (retablo) используют для обозначения алтарного образа. Главное ретабло соборной мечети Кордовы изготовлено из кабрского мрамора в 1618 году по заказу иезуита Алонсо Матиаса. Изначальную живопись ретабло в церкви, где были изображены святые Кордовы, позже заменили на работы Паломино – автора огромного полотна со сценой Успения Богоматери, давшего название соборной мечети в 16 веке.
Орган с горизонтальными трубами
Образец подписи на колонне Мескиты
Образец подписи на колонне Мескиты
В соборе обратите внимание на хоры 18-го го века. Они сделаны Педро Дуке Корнехо из антильского красного дерева. Главным мотивом хоров стали фигуры из Ветхого и Нового завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду изображено 105 образов святых.

Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых.
В соборе обратите внимание на хоры 18-го го века. Они сделаны Педро Дуке Корнехо из антильского красного дерева. Главным мотивом хоров стали фигуры из Ветхого и Нового завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду изображено 105 образов святых. Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых.
Как вы думаете, где исповедуется мужчина, а с какой стороны женщина?! Ответ прост, женщина слева- на коленях, а мужчины справа, сидя
Детали колонны
Детали колонны
Узкие улочки Кордобы
Внутренний дворик домика в Кордобе
Кожаное убранство, каждый может подобрать что-то себе по вкусу
За работой
За работой
Вскоре это кожаное полотно оживет
Вскоре это кожаное полотно оживет
Проходя мимо сняла обычный потолок в неприглядной кафешке
Вся Кордоба в апельсинах, но они не съедобные
Не знаю что за дерево, но меня оно очаровало, такие хлопья -листики, воздушные и нежные , красота вокруг
Не знаю что за дерево, но меня оно очаровало, такие хлопья -листики, воздушные и нежные , красота вокруг

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому